Правила правописания глаголов в русском языке (таблицы)

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе является формирование орфографического навыка. Большое количество учебных часов  посвящено изучению глагола. Младшие школьники изучают правила правописания глаголов в русском языке: окончания глаголов 2 лица единственного числа, правописание НЕ с глаголами, -ТСЯ и –ТЬСЯ у глаголов. Дальше в статье приведены формулировки правил и таблицы, иллюстрирующие их.

Правописание частицы НЕ с глаголами

Частица НЕ с глаголами пишется отдельно (не знал). Исключение составляют глаголы, которые без НЕ не употребляются (негодовать, недоумевать, невзлюбить, ненавидеть)

Правила правописания глаголов в русском языке (таблицы)
Частица НЕ с глаголами (таблица)

Правописание -тся и -ться у глаголов

Если глагол отвечает на вопрос что делает? что сделает?, то перед –СЯ буква Ь не пишется. Он (что делает?) учится.

Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?, то он стоит в неопределённой форме и в нём перед –СЯ пишется буква Ь. Надо (что делать?) учиться.

Правила правописания глаголов в русском языке (таблицы)
Правописание -тся и -ться у глаголов (таблица)

Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа

Глаголы настоящего и будущего времени во 2-м лице единственного числа имеют окончания –ешь, -ишь. На конце глаголов во 2 лице единственного числа пишется Ь (решаешь, думаешь, учишь)

Правила правописания глаголов в русском языке (таблицы)
Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа (таблица)

Другие полезные материалы по теме “Глагол”, содержащие правила и таблицы-памятки:

Время глаголов

Спряжение глаголов (неопределенная форма, изменение глаголов по лицам и числам, личные окончания глаголов , глаголы 1 и 2 спряжения

Спряжение глаголов (4 класс, таблица-памятка)

Изучение глагола в начальной школе

На протяжении всего времени обучения в начальной школе изучается глагол. К окончанию 4 класса должно быть сформировано первоначальное понятие о глаголе как о части речи, развито умение осознанно употреблять глаголы в устных и письменных высказываниях. Также должен быть сформирован навык правописания личных окончаний наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения. На выходе из начальной школы четвероклассники должны уметь распознавать время, лицо и число глагола, уметь перейти от временной формы к начальной (неопределённой) и правильно назвать её, уметь определить спряжение глаголов по неопределённой форме, знать окончания глаголов 1 и 2 спряжения. В данной статье вы найдёте правила правописания безударных личных окончаний глаголов и таблицы-памятки к ним. 

При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определённым образом взаимодействуют между собой. Обучающиеся получают определённый алгоритм действий:

  • Нужно поставить глагол в начальную (неопределённую) форму и по ней определить спряжение
  • Узнай время, лицо и число глагола.
  • Вспомни окончание глагола этого спряжения и лица, напиши его.

Неопределённая форма глагола (правило, таблица)

Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма не указывает на время , лицо и число глагола. Неопределённая форма – это начальная форма для глагола.

Спряжение глаголов (4 класс, таблица-памятка)
Таблица “Неопределённая форма глагола”

Изменение глаголов по лицам и числам. Правило: лицо и число глагола (таблица)

Глагол изменяется по лицам и числам. Чтобы научиться правильно писать безударные окончания глаголов, необходимо уметь определять лицо глаголов. Это легко сделать, подставив к глаголу личное местоимение. Также лицо можно определить по окончанию глагола.

Спряжение глаголов (4 класс, таблица-памятка)
“Изменение глаголов по лицам и числам” (таблица)

Окончания глаголов I и II спряжения (таблица)

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые.

Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию. Безударные личные окончания глаголов приведены в данной таблице (4 класс, правило)

Спряжение глаголов (4 класс, таблица-памятка)
“Окончания глаголов 1 и 2 спряжения” (таблица)

Спряжение глаголов (таблица)

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно определить его спряжение. Спряжение глаголов – это изменение их по лицам и числам.

Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяют по неопределённой форме.

Глаголы, которые оканчиваются в неопределённой форме на -ить , относятся ко II спряжению (кроме глаголов брить, стелить). Ко II спряжению также относятся 11 глаголов-исключений: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, держать, слышать, дышать, гнать.

Большинство глаголов на -ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть – I спряжения.

Гласные в личных окончаниях глаголов (правило):

Спряжение глаголов (4 класс, таблица-памятка)
“Спряжение глаголов” (4 класс, таблица-памятка)

Правило: как определить окончание глаголов.

Другие полезные материалы по теме “Глагол”, содержащие правила и таблицы-памятки:

Время глаголов

Правописание глаголов (НЕ с глаголами, -тся и -ться, правописание окончаний 2 лица единственного числа)

Время глаголов (4 класс, таблица- памятка)

Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах школьники знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для этой части речи. Например, в 3 классе вводится понятие времени глагола. Запомнить временные формы глагола поможет следующее правило ( времена глаголов, 3 класс, 4 класс):

Глагол изменяется по временам.

Настоящее время показывает, что действие происходит в момент речи. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?

Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи. Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делали? что сделали? У глаголов прошедшего времени есть суффикс -Л

Будущее время показывает, что действие произойдёт после момента речи.Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы: что сделает? что будет делать? что сделают? что будут делать?

Таблица-памятка “Время глаголов”(4 класс) поможет запомнить это правило.

Время глаголов (4 класс, таблица- памятка)
Время глагола, 4 класс, таблица-памятка


Времена глаголов (правило, русский язык). Правила определения времени глагола. Правило времен глаголов в русском языке.

Другие таблицы-памятки по теме “Глагол”

Правописание глаголов (НЕ с глаголами, -тся и -ться, правописание окончаний 2 лица единственного числа)

Спряжение глаголов (неопределенная форма, изменение глаголов по лицам и числам, личные окончания глаголов , глаголы 1 и 2 спряжения