Одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе является формирование орфографического навыка. Большое количество учебных часов посвящено изучению глагола. Младшие школьники изучают правила правописания глаголов в русском языке: окончания глаголов 2 лица единственного числа, правописание НЕ с глаголами, -ТСЯ и –ТЬСЯ у глаголов. Дальше в статье приведены формулировки правил и таблицы, иллюстрирующие их.
Правописание частицы НЕ с глаголами
Частица НЕ с глаголами пишется отдельно (не знал). Исключение составляют глаголы, которые без НЕ не употребляются (негодовать, недоумевать, невзлюбить, ненавидеть)
Частица НЕ с глаголами (таблица)
Правописание -тся и -ться у глаголов
Если глагол отвечает на вопрос что делает? что сделает?, то перед –СЯ буква Ь не пишется. Он (что делает?) учится.
Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?, то он стоит в неопределённой форме и в нём перед –СЯ пишется буква Ь. Надо (что делать?) учиться.
Правописание -тся и -ться у глаголов (таблица)
Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа
Глаголы настоящего и будущего времени во 2-м лице единственного числа имеют окончания –ешь, -ишь. На конце глаголов во 2 лице единственного числа пишется Ь (решаешь, думаешь, учишь)
Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа (таблица)
Другие полезные материалы по теме “Глагол”, содержащие правила и таблицы-памятки:
На протяжении всего времени обучения в начальной школе изучается глагол. К окончанию 4 класса должно быть сформировано первоначальное понятие о глаголе как о части речи, развито умение осознанно употреблять глаголы в устных и письменных высказываниях. Также должен быть сформирован навык правописания личных окончаний наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения. На выходе из начальной школы четвероклассники должны уметь распознавать время, лицо и число глагола, уметь перейти от временной формы к начальной (неопределённой) и правильно назвать её, уметь определить спряжение глаголов по неопределённой форме, знать окончания глаголов 1 и 2 спряжения. В данной статье вы найдёте правила правописания безударных личных окончаний глаголов и таблицы-памятки к ним.
При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определённым образом взаимодействуют между собой. Обучающиеся получают определённый алгоритм действий:
Нужно поставить глагол в начальную (неопределённую) форму и по ней определить спряжение
Узнай время, лицо и число глагола.
Вспомни окончание глагола этого спряжения и лица, напиши его.
Неопределённая форма глагола (правило, таблица)
Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма не указывает на время , лицо и число глагола. Неопределённая форма – это начальная форма для глагола.
Таблица “Неопределённая форма глагола”
Изменение глаголов по лицам и числам. Правило: лицо и число глагола (таблица)
Глагол изменяется по лицам и числам. Чтобы научиться правильно писать безударные окончания глаголов, необходимо уметь определять лицо глаголов. Это легко сделать, подставив к глаголу личное местоимение. Также лицо можно определить по окончанию глагола.
“Изменение глаголов по лицам и числам” (таблица)
Окончания глаголов I и II спряжения (таблица)
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые.
Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию. Безударные личные окончания глаголов приведены в данной таблице (4 класс, правило)
“Окончания глаголов 1 и 2 спряжения” (таблица)
Спряжение глаголов (таблица)
Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно определить его спряжение. Спряжение глаголов – это изменение их по лицам и числам.
Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяют по неопределённой форме.
Глаголы, которые оканчиваются в неопределённой форме на -ить , относятся ко II спряжению (кроме глаголов брить, стелить). Ко II спряжению также относятся 11 глаголов-исключений: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, держать, слышать, дышать, гнать.
Большинство глаголов на -ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть – I спряжения.
Гласные в личных окончаниях глаголов (правило):
“Спряжение глаголов” (4 класс, таблица-памятка)
Правило: как определить окончание глаголов.
Другие полезные материалы по теме “Глагол”, содержащие правила и таблицы-памятки:
Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах школьники знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для этой части речи. Например, в 3 классе вводится понятие времени глагола. Запомнить временные формы глагола поможет следующее правило ( времена глаголов, 3 класс, 4 класс):
Глагол изменяется по временам.
Настоящее время показывает, что действие происходит в момент речи. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?
Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи. Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делали? что сделали? У глаголов прошедшего времени есть суффикс -Л
Будущее время показывает, что действие произойдёт после момента речи.Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы: что сделает? что будет делать? что сделают? что будут делать?
Таблица-памятка “Время глаголов”(4 класс) поможет запомнить это правило.
Время глагола, 4 класс, таблица-памятка
Времена глаголов (правило, русский язык). Правила определения времени глагола. Правило времен глаголов в русском языке.