Собственные и нарицательные имена существительные (2 класс, правило)

Собственные и нарицательные имена существительные (2 класс).

Изучение предмета “имя существительное” в начальной школе представляет собой систематический подход, включающий изучение грамматических характеристик и общего лексического значения данной части речи. Младшие школьники учатся точно использовать имена существительные в своей речи и грамотно их писать Объем изучаемого материала и уровень сложности упражнений постепенно растут, соответствуя возрастным особенностям обучающихся. На всем протяжении учебы развивается речь и мышление детей, формируются орфографические навыки и обогащается словарный запас.

Система работы по ознакомлению учащихся с собственными и нарицательными именами существительными представляет собой целенаправленный процесс, в рамках которого предусмотрена четкая последовательность изучения соответствующих грамматических особенностей и постепенное усложнение упражнений. Объем материала, представленного в каждом классе, постепенно увеличивается. Работа по изучению данной темы начинается уже в первом классе с освоения правил написания большой (заглавной) буквы в словах. Понятия “собственные” и “нарицательные” имена существительные вводятся позже, но дети на практике учатся применять правила написания заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, названиях городов, улиц, рек, озер, а также в кличках животных и прозвищах персонажей сказок. Кроме того, они также учатся различать слова — названия животных и слова — клички животных.

Тема “Существительные собственные и нарицательные” является одним из компонентов формирования навыка грамотного письма. Определить, собственное или нарицательное существительное перед нами, поможет правило:

Имена существительные бывают собственными и нарицательными. Имена собственные называют предметы, которые являются единичными: имена, отчества, фамилии людей; клички животных; географические названия. Имена собственные пишутся с заглавной (большой) буквы.

Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными (все остальные существительные): собака, котёнок, брат, дедушка, конь, город, озеро.

Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.

Наглядному восприятию темы “Существительные собственные и нарицательные” способствует таблица-памятка:

Собственные и нарицательные имена существительные (2 класс, правило)

Собственные и нарицательные имена существительные (2 класс, 3 класс).

Одушевленные и неодушевленные имена существительные (таблица)

Тема “Одушевленные и неодушевленные имена существительные” (2 класс). В статье содержится информация об этапах формирования представлений о данной грамматической категории в начальной школе, правило и таблица-памятка для закрепления этой темы.

Изучение темы «Имя существительное» в начальной школе представляет собой систему, которая включает изучение грамматических признаков и обобщённого лексического значения данной части речи. Младшие школьники учатся точному употреблению имён существительных в речи, а также их правильному написанию. Объём изучаемого материала и уровень сложности упражнений возрастает в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. На протяжении всего обучения развивается речь и мышление детей, идёт выработка орфографических навыков, обогащается словарный запас.

Имена существительные очень разнообразны. Общим для них является предметность. Сложность в том, что существительные могут обозначать не только конкретные предметы (стол, чашка, карандаш), но и живых существ (пчела, друг, космонавт), явления природы (туман, роса, дождь), события (война, революция),качества (смелость, честность, верность), действия (ходьба, бег, переход), состояния (грусть, радость, сон).

Смысловые и грамматические признаки имен существительных довольно сложны, а потому постепенно в процессе выполнения практических заданий у учащихся накапливается конкретный материал для обобщений в дальнейшем знаний об имени существительном как части речи.

В 1 классе в период обучения грамоте дети учатся различать предмет и слово, как название этого предмета, понимать смысловое значение слова (оно что-то обозначает), делят слова на группы по определённым признакам (растения, животные, предметы мебели и т. п.).

Во втором полугодии 1 класса младшие школьники учатся отличать слова, отвечающие на вопрос кто?, от слов, отвечающих на вопрос что? Это уже более высокая степень обобщения, чем это было при классификации слов только по смысловому признаку.

Во II классе углубляются и систематизируются знания учащихся о лексическом значении имен существительных, о собственных и нарицательных, об одушевленных и неодушевленных существительных .С этой целью проводится систематизация слов, обозначающих предметы. Выделяются группы слов, обозначающих людей, растения, животных, вещи, явления природы, события. Устанавливаются общие для всех этих слов признаки: отвечают на вопрос кто? или что? обозначают предметы.

Тема “Одушевленные и неодушевленные имена существительные”(2 класс) иногда может вызывать затруднения для младших школьников.. Трудность представляют существительные, обозначающие действия и качества. По смыслу они похожи на глаголы и прилагательные. Важно обратить внимание детей на признаки, отличающие имя существительное от других частей речи: вопросы и окончания.

Одушевлённость — постоянный грамматический признак существительного. Во 2 классе изучается правило об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

Существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. К одушевлённым относятся имена существительные, обозначающие людей и животных. Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Например: (кто?) Иван,кошка, жук, артист,

К неодушевлённым относятся существительные, обозначающие всё, кроме людей и животных: вещи, явления, чувства и так далее. Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что? Например: (что?) чашка, стол, грусть, отъезд.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные (таблица)

Падежные окончания имен прилагательных (4 класс, таблицы) 

В ходе изучения темы “Имя прилагательное” младшие школьники знакомятся с морфологическими признаками этой части речи, такими как род, число, падеж.

Склонение имён прилагательных

Имена прилагательные изменяются по падежам или склоняются. Прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится.

Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится.

Чтобы определить падеж имени прилагательного, нужно:

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  2. Определить падеж существительного.
  3. По падежу существительного определить падеж прилагательного.

Безударные падежные окончания имён прилагательных пишутся так же , как окончания вопросов и окончания имён прилагательных под ударением. Надо найти существительное, от которого зависит прилагательное, от существительного поставить вопрос к прилагательному и по вопросу определить, какое окончание следует писать.

Падежные окончания имен прилагательных (4 класс, таблицы) 
Таблица-памятка “Безударные падежные окончания имён прилагательных”

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

В именительном и винительном падежах имён прилагательных мужского рода произносится и пишется под ударениемой (большой, лесной, больной), в безударном положении пишется –ый (ясный, морозный, здоровый) или -ий (зимний, высокий, свежий). Безударные окончания -ый, -ий надо запомнить.

Имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном, дательном, винительном и предложном падежах имеют одинаковые ударные и безударные окончания, которые можно проверить вопросом.

Падежные окончания имен прилагательных (4 класс, таблицы) 
Окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода

Имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах имеют окончания -ой, -ей

В творительном падеже может быть также окончание -ою, -ею.

В винительном падеже прилагательные женского рода имеют окончание -ую, -юю

Падежные окончания имен прилагательных (4 класс, таблицы) 
Таблица ” Правописание безударных падежных окончаний прилагательных женского рода”

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных множественного числа

Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются. Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного, с которым оно связано: голубые цветы, платья, ленты (И.п.), голубых цветов, платьев, лент (Р.п.), голубым цветам, платьям, лентам (Д.п.)

Падежные окончания имен прилагательных (4 класс, таблицы) 
Таблица “Падежные окончания имён прилагательных во множественном числе”

Размещённые в этой статье таблицы по теме “Падежные окончания имён прилагательных” помогут младшим школьникам лучше усвоить программный материал. Их можно использовать в качестве опорных схем, распечатать и разместить в классе.

Другие полезные материалы по теме “Имя прилагательное”, содержащие правила и таблицы-памятки:

Род и число имени прилагательного

Также может быть полезным:

Таблицы по теме “Части речи” (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, лицо и число местоимений)

Род и число имён прилагательных (3 класс)

В курсе русского языка начальной школы значительное место занимает изучение частей речи. Младшие школьники знакомятся с их морфологическими признаками, изучают основные правила правописания имён существительных, имён прилагательных, глаголов; учатся правильно строить свою речь.

Значительное время отводится на изучение имени прилагательного. По своим выразительным качествам имена прилагательные не могут сравниться ни с одной частью речи. На значимость работы по обогащению словаря ребенка
именами прилагательными указывал профессор , методист в области русского языка Н.С. Рождественский:

«Обогащение словаря ребенка прилагательными имеет важное
значение потому, что с их помощью ребенок выделяет в
предметах, лицах и явлениях те качества, которые
осмысливаются им как наиболее важные для него по своей
жизненной значимости в связи с его интересами и
потребностями»

Изучение имён прилагательных способствует развитию речи ребёнка, расширению его словарного запаса. Имена прилагательные представляют собой обширный материал для наблюдения за антонимами и синонимами, для изучения слов, употреблённых в переносном значении.

Сначала у младших школьников формируется общее понятие об имени прилагательном как о части речи. Дети учатся правильно задавать вопрос к слову и находить его в тексте. Затем знакомятся с такими морфологическими признаками прилагательных, как род и число.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?

В предложении имена прилагательные всегда связаны с именами существительными: рыхлый снег, тёплая весна, яркое солнце, перелётные птицы.

Изменение имён прилагательных по родам

Имя прилагательное изменяется по родам в зависимости от имени существительного. Какого рода имя существительное, с которым оно связано, такого же рода и мя прилагательное (молодой лес – мужской род, молодая роща – женский род, молодое дерево – средний род)

Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? Они имеют окончания -ой (под ударением), -ый, -ий (без ударения). Какой? молодой, тёплый, летний.

Имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? Они имеют окончания -ая, -яя. Какая? : горячая, летняя, добрая, чистая.

Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? Они имеют окончание -ое или -ее. Какое? большое, глубокое, синее.

Род и число имён прилагательных (3 класс)
Таблица-памятка “Род имён прилагательных”

Изменение имён прилагательных по числам

Имя прилагательное всегда стоит в том же числе, что и имя существительное. Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие? и имеют окончания -ые, -ие. Какие? новые дома, яркие краски, голубые озёра.

Род и число имён прилагательных (3 класс)
Таблица-памятка “Число имён прилагательных”

Приведенную выше информацию можно кратко изложить в виде следующей памятки:

Род и число имён прилагательных (3 класс)
Таблица-памятка “Окончания прилагательных”

Приведенная здесь информация и памятки помогут младшим школьникам освоить тему “Род и число имён прилагательных”(3 класс)

Другие полезные материалы по теме “Имя прилагательное”, содержащие правила и таблицы-памятки:

Падежные окончания имён прилагательных

Также может быть полезным следующий материал:

Таблицы- памятки по теме “Предложение” (виды по цели высказывания и интонации, главные и второстепенные члены предложения, обстоятельство, определение, дополнение, однородные члены предложения)

Правила правописания глаголов в русском языке (таблицы)

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе является формирование орфографического навыка. Большое количество учебных часов  посвящено изучению глагола. Младшие школьники изучают правила правописания глаголов в русском языке: окончания глаголов 2 лица единственного числа, правописание НЕ с глаголами, -ТСЯ и –ТЬСЯ у глаголов. Дальше в статье приведены формулировки правил и таблицы, иллюстрирующие их.

Правописание частицы НЕ с глаголами

Частица НЕ с глаголами пишется отдельно (не знал). Исключение составляют глаголы, которые без НЕ не употребляются (негодовать, недоумевать, невзлюбить, ненавидеть)

Правила правописания глаголов в русском языке (таблицы)
Частица НЕ с глаголами (таблица)

Правописание -тся и -ться у глаголов

Если глагол отвечает на вопрос что делает? что сделает?, то перед –СЯ буква Ь не пишется. Он (что делает?) учится.

Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?, то он стоит в неопределённой форме и в нём перед –СЯ пишется буква Ь. Надо (что делать?) учиться.

Правила правописания глаголов в русском языке (таблицы)
Правописание -тся и -ться у глаголов (таблица)

Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа

Глаголы настоящего и будущего времени во 2-м лице единственного числа имеют окончания –ешь, -ишь. На конце глаголов во 2 лице единственного числа пишется Ь (решаешь, думаешь, учишь)

Правила правописания глаголов в русском языке (таблицы)
Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа (таблица)

Другие полезные материалы по теме “Глагол”, содержащие правила и таблицы-памятки:

Время глаголов

Спряжение глаголов (неопределенная форма, изменение глаголов по лицам и числам, личные окончания глаголов , глаголы 1 и 2 спряжения

Спряжение глаголов (4 класс, таблица-памятка)

Изучение глагола в начальной школе

На протяжении всего времени обучения в начальной школе изучается глагол. К окончанию 4 класса должно быть сформировано первоначальное понятие о глаголе как о части речи, развито умение осознанно употреблять глаголы в устных и письменных высказываниях. Также должен быть сформирован навык правописания личных окончаний наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения. На выходе из начальной школы четвероклассники должны уметь распознавать время, лицо и число глагола, уметь перейти от временной формы к начальной (неопределённой) и правильно назвать её, уметь определить спряжение глаголов по неопределённой форме, знать окончания глаголов 1 и 2 спряжения. В данной статье вы найдёте правила правописания безударных личных окончаний глаголов и таблицы-памятки к ним. 

При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определённым образом взаимодействуют между собой. Обучающиеся получают определённый алгоритм действий:

  • Нужно поставить глагол в начальную (неопределённую) форму и по ней определить спряжение
  • Узнай время, лицо и число глагола.
  • Вспомни окончание глагола этого спряжения и лица, напиши его.

Неопределённая форма глагола (правило, таблица)

Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма не указывает на время , лицо и число глагола. Неопределённая форма – это начальная форма для глагола.

Спряжение глаголов (4 класс, таблица-памятка)
Таблица “Неопределённая форма глагола”

Изменение глаголов по лицам и числам. Правило: лицо и число глагола (таблица)

Глагол изменяется по лицам и числам. Чтобы научиться правильно писать безударные окончания глаголов, необходимо уметь определять лицо глаголов. Это легко сделать, подставив к глаголу личное местоимение. Также лицо можно определить по окончанию глагола.

Спряжение глаголов (4 класс, таблица-памятка)
“Изменение глаголов по лицам и числам” (таблица)

Окончания глаголов I и II спряжения (таблица)

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые.

Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию. Безударные личные окончания глаголов приведены в данной таблице (4 класс, правило)

Спряжение глаголов (4 класс, таблица-памятка)
“Окончания глаголов 1 и 2 спряжения” (таблица)

Спряжение глаголов (таблица)

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно определить его спряжение. Спряжение глаголов – это изменение их по лицам и числам.

Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяют по неопределённой форме.

Глаголы, которые оканчиваются в неопределённой форме на -ить , относятся ко II спряжению (кроме глаголов брить, стелить). Ко II спряжению также относятся 11 глаголов-исключений: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, держать, слышать, дышать, гнать.

Большинство глаголов на -ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть – I спряжения.

Гласные в личных окончаниях глаголов (правило):

Спряжение глаголов (4 класс, таблица-памятка)
“Спряжение глаголов” (4 класс, таблица-памятка)

Правило: как определить окончание глаголов.

Другие полезные материалы по теме “Глагол”, содержащие правила и таблицы-памятки:

Время глаголов

Правописание глаголов (НЕ с глаголами, -тся и -ться, правописание окончаний 2 лица единственного числа)

Время глаголов (4 класс, таблица- памятка)

Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах школьники знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для этой части речи. Например, в 3 классе вводится понятие времени глагола. Запомнить временные формы глагола поможет следующее правило ( времена глаголов, 3 класс, 4 класс):

Глагол изменяется по временам.

Настоящее время показывает, что действие происходит в момент речи. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?

Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи. Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делали? что сделали? У глаголов прошедшего времени есть суффикс -Л

Будущее время показывает, что действие произойдёт после момента речи.Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы: что сделает? что будет делать? что сделают? что будут делать?

Таблица-памятка “Время глаголов”(4 класс) поможет запомнить это правило.

Время глаголов (4 класс, таблица- памятка)
Время глагола, 4 класс, таблица-памятка


Времена глаголов (правило, русский язык). Правила определения времени глагола. Правило времен глаголов в русском языке.

Другие таблицы-памятки по теме “Глагол”

Правописание глаголов (НЕ с глаголами, -тся и -ться, правописание окончаний 2 лица единственного числа)

Спряжение глаголов (неопределенная форма, изменение глаголов по лицам и числам, личные окончания глаголов , глаголы 1 и 2 спряжения

Падежные окончания имён существительных (4 класс, таблица- памятка)

На этой странице вы найдёте таблицы-памятки для 4 класса, наглядно иллюстрирующие тему “Падежные окончания имён существительных”.

Одной из задач изучения имени существительного в начальной школе является формирование навыка написания безударных падежных окончаний и развитие осознанного употребления имён существительных в разных падежах.

Для того, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно выполнить определённую последовательность действий.

  • Определить падеж.
  • Определить склонение.
  • Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

Чтобы проверить окончание существительного, можно вместо существительного с безударным окончанием вставить существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием.

Подходящие слова для проверки:

  • 1-е скл: лиса, земля
  • 2-е скл: конь, окно
  • 3-е  скл: рожь, степь
Падежные окончания имён существительных (4 класс, таблица- памятка)
Падежные окончания существительных 1 склонения (таблица-памятка)
Падежные окончания имён существительных (4 класс, таблица- памятка)
Падежные окончания существительных 2 склонения (таблица-памятка)
Падежные окончания имён существительных (4 класс, таблица- памятка)
Падежные окончания существительных 3 склонения (таблица-памятка)
Падежные окончания имён существительных (4 класс, таблица- памятка)
Падежные окончания имён существительных (4 класс, таблица- памятка)
Падежные окончания имён существительных (4 класс, таблица- памятка)
Падежные окончания существительных в родительном, дательном, предложном падежах (таблица-памятка)

Другие полезные материалы по теме “Имя существительное”:

Род и число имён существительных

Падежи в русском языке

Три склонения имён существительных

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Имена существительные собственные и нарицательные

Род и число существительных (таблицы)

В начальных классах классе дети знакомятся с такими грамматическими признаками имени существительного , как род и число. Одной из задач изучения этой темы является определение числа и рода имен существительных.  Разобраться в том, как определить род имён существительных (3 класс) поможет следующее правило:

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова он, моймужского рода (дом, мир)

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, мояженского рода (страна, тетрадь, весна)

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моёсреднего рода ( дерево, поле, окно)

Таблица-памятка “Род имен существительных” (3 класс):

Род и число существительных             (таблицы)
Род имён существительных (таблица)

Единственное и множественное число имён существительных (2 класс, 3 класс).  Имена существительные изменяются по числам.

Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном – два или несколько предметов. При изменении существительного по числам изменяется его окончание: учебник – учебники, задача – задачи.

Род и число существительных             (таблицы)
Число имён существительных (таблица)

Правило: существительное единственном и множественном числе.

Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, нужно поставить его в единственное число: вершины – вершина (ж.р.), товарищ – товарищи (м.р.)

Другие полезные материалы по теме “Имя существительное”

Собственные и нарицательные имена существительные

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Три склонения имён существительных

Падежи в русском языке (3 класс, таблица)

Изучение падежей является одной из самых трудных тем для третьеклассников. Дети должны запомнить названия падежей и вопросы к ним, а также уметь задавать вопросы к существительным в тексте.

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

Чтобы определить падеж имени существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.

По дороге ехала машина.

ехала где? по чему? по дороге (дательный падеж)

Запомнить по порядку падежи имён существительных в русском языке (3 -4 класс) поможет следующая таблица-памятка:

Падежи в русском языке (3 класс, таблица)
Падежи с вопросами

Для лучшего запоминания можно распечатать падежи с вопросами (таблица 3-4 класс), разместить в классе или сделать небольшие индивидуальные памятки.

Падежи в русском языке (3 класс, таблица)
Падежи с вопросами и предлогами в русском языке (3 класс, таблица)

Поможет запомнить падежи, вспомогательные слова и вопросы к ним следующая таблица (3-4 класс)

Падежи в русском языке (3 класс, таблица)
Падежи с вопросами и предлогами, вспомогательные слова.