Цели:
1. Расширять представление детей о дружбе и взаимоотношениях между людьми.
2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения.
3.Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.
4. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Оборудование:
1.Проектор
2. Презентация к уроку, видеоролики
3.Раздаточный материал: карточки с пословицами, разноцветные кружки
4. Ромашка с «Законами дружбы»
Ход занятия:
1. Объявление темы и постановка целей занятия
Учитель. Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.
Вопросы:
1. Отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям. (Доброта)
2. Так называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого. (Благородный).
3. Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы. (Мудрость).
4. Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать в его голосе. (Нежность).
5. Так называют экономного человека. (Бережливый)
6. Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего порядок, выполняющего все старательно и точно. (Аккуратный).
Учитель. Какое же слово получилось? (Дружба.) (Слайд 1)
Мы продолжаем путешествие в прекрасное королевство Дружбы. И тема нашего классного часа «С детства дружбой дорожи». Сегодня будем обсуждать несколько серьезных вопросов.
2. Актуализация представлений о понятии «дружба»
- Как вы понимаете слово «дружба»?
- Кто такой друг?
- Что значит дружить?
- Учитель. Вывод. Когда люди дружат, они хотят общаться вместе, они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.
- Итак, дети, что же такое дружба?
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Такое объяснение дано слову «дружба» в словаре Ожегова. (Слайд 2)
А вот как понимает слово «дружба» ваш ровесник.
Ученица читает стихотворение «Дружба».
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово “ Дружба” что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Вася стены разукрасил,
Алексей все видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок дает ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: “Вы не в школе?”-
Оба дружно начинают врать.
Ну а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая льстиво,
И не скажет резкость никогда?
Учитель. Ребята, а кого мы можем назвать другом?
Какое надежное и емкое слово… Дружба! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но все-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит: нет лучше дружка, чем родная матушка.
Как вы ее понимаете? (высказывания учащихся)
3. Игра «Закончи пословицу»
В народе сложено множество пословиц о дружбе. Проверим, как хорошо вы их знаете.
Проводится игра “Закончи пословицу” (работа в парах: детям раздаются карточки с разрезанными пословицами. Дети собирают и зачитывают, что у них получилось)
Пословицы и поговорки о дружбе:
1. Не имей сто рублей, а имей…(сто друзей).
2. Человек без друзей, что дерево… (без корней).
3. Друга ищи, а найдешь…(береги).
4. Дерево живет корнями, а человек…(друзьями).
5. Дружба не гриб, в лесу… (не найдешь).
6. Друг лучше старый, а платье…(новое). (слайд 3)
Проверка по слайду, дети зачитывают пословицы хором.
Учитель. А вот еще немецкая пословица: дружба – это дерево, которое следует поливать. Как вы ее понимаете? (высказывания учащихся.)
Датская пословица: дорога к дому друга никогда не бывает длинной. (высказывания учащихся.)
4. Песня « Друзья»
Немало песен сложено о дружбе и друзьях. Давайте споём одну из них.
(На экране демонстрируется видео с караоке на песню группы « Барбарики» – «Друзья»)
5. Обсуждение проблемных ситуаций
- Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их Лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают (Слайд 4)
– Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?
2. “Плохо”.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
Как вам не стыдно!
А что стыдно? Мы ничего не делали! удивлялись мальчики.
Вот это и плохо, – гневно ответила женщина.(Слайд 5)
Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков?
3. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц , Вера, поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: “Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: “Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: “Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.
Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?(Слайд 6)
7. Физкультминутка
В сценарий классного часа о дружбе должна быть включена динамическая пауза. Общий танец «Хорошее настроение» под песню группы «Волшебники двора» . Видео выводится на экран, дети повторяют движения.
8. Конкурс «Дружная команда»
Дети делятся на группы.Каждой группе раздаются буквы. Нужно догадаться, какое слово по теме урока( качества человека, необходимые в дружбе) из них можно составить и затем построиться у доски по порядку(у каждого по 1-2 буквы), чтобы слово читалось.
(ДОВЕРИЕ, ЧЕСТНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, ДОБРОТА)
Слова появляются на слайде.
Дополнительно объяснить, что означают слова: ТАКТИЧНОСТЬ, ДЕЛИКАТНОСТЬ, НАДЁЖНОСТЬ , СПРАВЕДЛИВОСТЬ (применительно к дружбе)
9. Рефлексия
(на партах у каждого по 3 кружка:оранжевый, зелёный, синий). Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе.
– Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным?
( У вас на партах есть цветные кружочки. Если вы считаете наш класс дружным, выбирайте оранжевый кружок, если где-то дружным, а где- то не очень — зелёный, а если класс пока ещё не очень дружны — синий)
Кружочки можно собрать в коробочку и пересчитать, каких больше. Сделать вывод.
Ученик читает стихотворение:
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Так давайте. Давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится!
Дружба – главное чудо всегда.Сто открытий – для всех настоящие.И любая беда не беда,Если рядом друзья настоящие.Так давайте. Давайте дружить,Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.Если дружбой всегда дорожить,То любое желанье исполнится!
Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела.
И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.
10. Законы дружбы
Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела.
И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.
Чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Сейчас я вам предлагаю познакомиться с законами дружбы, по которым мы будем жить.
Вот некоторые из них.
(Сбор «ромашки». На доске лепестки , на каждом из которых записан один из законов дружбы, и серединка ромашки. Дети по одному выходят, читают законы и выкладывают цветок на доске)
- Помогай другу в беде
- Умей с другом разделить радость
- Не смейся над недостатками друга
- Останови друга, если он делает что-то плохое
- Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику
- Не обманывай друга
- Не бойся у друга попросить прощения, и сам старайся поскорее забыть свою обиду
- Отвернуться от друга в трудную минуту -значит предать его.
- Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.
- Не выдавай чужие секреты
- Относись к другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе
- Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
Законы дружбы появляются на слайде
11.Завершение занятия
А теперь давайте встанем в круг. Возьмитесь за руки. Давайте передадим тепло наших сердец, доброту, хорошее настроение своим друзьям. Почувствуйте, как тепло рук вашего соседа передается вам. Давайте никогда не будем ссориться. И скажем друг другу слова известного героя терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!».(Заключительный слайд)
Данный сценарий классного часа подходит для проведения в 3 – 5 классе. Вы можете скачать презентацию к сценарию и сам сценарий.