Единицы измерения времени (таблица, 4 класс)

Развитие представлений о временных единицах и ориентация во времени являются важными аспектами повседневной жизни детей. Единицы измерения времени изучаются в начальной школе. Дети знакомятся с такими временными понятиями, как секунда, минута, час, сутки, год, век; изучают соотношение единиц времени (3-4 класс).

Изучение единиц времени в начальной школе

Формирование представлений о времени у младших школьников осуществляется в строгом соответствии с учебной программой. После изучения темы “Время и его измерение” (независимо от образовательной системы) у детей должны быть ясные представления о таких временных промежутках, как секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год и век. Учащиеся должны усвоить соотношения между минутой и часом, часом и сутками (и так далее), основанные не на десятичных соотношениях. Каждый ученик должен уметь определять время по часам с точностью до 1 минуты, используя общепринятые выражения, такие как, например, “сейчас 20 минут первого”, “сейчас без четверти пять” и др. Младшие школьники также должны научиться использовать календарь и запомнить последовательность дней в неделе и месяцев в году.

При разработке методики учитель должен учитывать, что понятие времени является абстрактным. Слово играет важную роль в формировании представления о времени; оно абстрагирует и обобщает различные временные интервалы по их продолжительности: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год и другие. Точность использования этих слов детьми зависит от того, какая конкретная информация заполняет каждый временной эталон и какие основные характеристики ему приписываются.

Время – это продолжительность процессов. Это объективная реальность, которую мы ощущаем. Однако ощущение времени субъективно, поэтому нельзя полагаться только на наши чувства, чтобы оценить и сравнить его, как это делается с другими величинами. Каждый из нас знает, что время может идти очень быстро в некоторых ситуациях, а в других миг может тянуться бесконечно. Именно поэтому с самого детства важно пользоваться техническими приборами, которые измеряют время объективно, независимо от наших ощущений. На первых порах песочные часы оказываются для нас гораздо полезнее, чем часы со стрелками или электронные, потому что благодаря песку мы можем увидеть и зафиксировать процесс.


Однако работа с понятием времени осложняется для детей большим количеством терминов, которые они должны запомнить и применять. Наше восприятие времени абстрактно, мы не можем его потрогать или увидеть. Поэтому “время” становится одной из самых сложных тем в начальной школе.

Первые представления об измерении времени дети получают еще до школы. Они осознанно оперируют словами “один день”, “два дня” и так далее. Многие из них уже знают, что неделя состоит из семи дней. В первом классе ученики встречаются с такими понятиями, как числа, месяцы и продолжительность уроков, перемен.

Для учеников первого класса важно ознакомиться с циферблатом и понять, как определяется время на часах. Достаточно, чтобы дети научились определять время с точностью до часа. Желательно работать над темой “время” 1-2 минуты каждый день на уроках математики.

Во втором классе дети знакомятся с такими временными единицами, как час, минута, и учатся определять время по часам с циферблатом, наблюдают за движением стрелок. Маленькая стрелка – часовая, она проходит от одной большой черточки до другой за один час. Большая стрелка – минутная, она проходит от одной маленькой черточки до другой за одну минуту. Именно поэтому в одном часе содержится 60 минут.

В третьем классе дети знакомятся с другими временными единицами, такими как год, месяц, неделя и сутки, и уточняют свои представления о часе и минуте. При изучении года, месяца и недели школьники активно работают с календарем. Они узнают, сколько месяцев в году, с какого месяца он начинается , учатся называть все месяцы по порядку и определять количество дней в каждом из них.


При знакомстве с определением суток дети знакомятся с такими временными понятиями, как “вчера”, “сегодня”, “завтра”, “послезавтра”. Они продолжают работу с календарем и узнают, что в сутках содержится 24 часа.

Понимание часа и минуты формируется через восприятие длительности обычных действий. Дети узнают, что за один час может пройти урок и перемена, а за одну минуту можно успеть выполнить небольшое действие. Они знакомятся с соотношением: 1 час = 60 минут. Дети также продолжают работать с циферблатом и учатся показывать сначала только целые часы, затем время с минутами.

Единицы измерения времени (таблица, 4 класс)



В четвертом классе дети знакомятся с новой единицей времени – секундой. Они задаются вопросом, что можно успеть сделать за одну секунду, учатся определять время с точностью до секунды. Вводится соотношение: 1 минута = 60 секунд. Школьники осуществляют перевод одних единиц времени в другие (3 и 4 класс)

Следующей единицей времени, с которой знакомятся дети, является век. Они узнают, что 1 век равен 100 годам.

Единицы измерения времени (таблица, 4 класс)


Для более наглядного представления о времени используется понятие “ленты времени” – это полоса с отметками, отражающими временные промежутки. В некоторых учебниках лента времени представлена в виде числового луча, где века обозначены отрезками. Завершением изучения этой темы является составление таблицы единиц времени, которую дети заучивают наизусть.

Таблица единиц времени (математика, 3 класс, 4 класс)

Таблица “Единицы измерения времени” (3 класс)

Единицы измерения времени (таблица, 4 класс)
Соотношение между единицами времени (4 класс)

Памятка “Единицы времени”( 3 и 4 класс) поможет запомнить соотношение между ними.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *