Родительское собрание для родителей будущих первоклассников “Ваш ребёнок идёт в школу!”

Цель родительского собрания:

Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи

  1. Познакомить родителей друг с другом.
  2. Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации  данной теме.
  3. Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Ход собрания

Вступление

Слайд 1-2

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать,
 писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит быть готовым всему этому научиться».
 Венгер Л.А.
 

Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической подготовки.Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком. В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. (слайд-3)

Различают следующие виды готовности ребёнка к школе:

  • Физическая (здоровье,моторика рук, движения, возраст)
  • Психологическая готовность (интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная)
  • Речевая
  • Специальная (чтение, счёт, учебные умения) (слайд 4)

Физическая готовность

Физическая готовность включает такие параметры:

  • Состояние здоровья
  • Физическое развитие
  • Развитие мелких групп мышц
  • Координация движений в соответствии с возрастной нормой
  • Готовность организма ребёнка к учебным нагрузкам (Слайд 5)

 Всё это влияет на формирование волевых качеств, необходимых  будущему школьнику   (способность управлять своим поведением)                

Очень важным параметром готовности к школе является развитие мелкой моторики.Ребёнку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь теперь он будет учиться писать. Для успешного формирования навыка письма требуется:

  • правильно держать ручку и карандаш в руке;
  • проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
  • обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
  • уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
  • копировать с образца геометрические фигуры;
  • уметь продолжить штриховку рисунка;
  • уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры. (Слайд 6)

Способы развития (тренировки) мелкой моторики руки:

  • Лепка из глины и пластилина
  • Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников
  • Изготовление поделок из бумаги
  • Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов
  • Конструирование
  • Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке
  • Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
  • Нанизывание бус и пуговиц
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветов
  • Все виды ручного творчества: вязание, вышивание, художественное выпиливание и т. д. 
  • Переборка круп
  • Игры в мяч, с кубиками, мозаикой (Слайд 7)

Психологическая готовность

Психологическая готовность призвана выработать у ребенка желание играть новую роль – роль ученика. Здесь важно создать мотивацию к обучению, развить умение концентрировать внимание и управлять эмоциями. Школьник – более высокая социальная ступень по сравнению с детсадовцем. Если ребенок осознанно подходит к поступлению в школу и готов принять все правила, которые диктует ему новое положение в обществе, то можно говорить о высоком уровне психологической подготовки. Психологическая готовность включает готовность:

  • интеллектуальную
  • мотивационную
  • волевую
  • коммуникативную

Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка – это залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года и успешного усвоения учебного материала в дальнейшем. Психологическая готовность к школе предполагает:

  • твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
  • умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
  • умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых)

Интеллектуальная готовность

Частью психологической готовности является интеллектуальная готовность. Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы. Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста – еще с того счастливого времени, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик почему-то отказывается это делать. Если вы не подавляли исследовательский интерес юного естествоиспытателя, то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на собственном опыте. Учите сына или дочку самому искать ответы на свои бесконечные «почему» и ««а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

           Многие ошибочно считают, если ребенок умеет писать, читать, считать, решать элементарные задачки, он готов к школе. Это лишь навыки, которым можно научить. Важно определить уровень развития мышления

Интеллектуальная готовность включает в себя следующие пункты:

  • общая осведомленность и ориентация в социально-бытовых вопросах;
  • знания и представления об окружающем мире;
  • развитие на уровне возраста основных познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, восприятия;
  • развитие на уровне возраста временных представлений и взаиморасположении предметов в пространстве
  • познавательная  активность;
  • оптимальный темп деятельности, работоспособность, умение доводить начатое дело до конца;
  •  интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
  • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов ( Слайд 8)

К первому классу ребёнок должен обладать следующими представлениями об окружающем мире:

  • знать свою фамилию, имя, отчество
  • домашний адрес
  • фамилию, имя,   отчество своих родителей,  их место работы   и профессии
  • знать времена года, их последовательность и основные признаки
  • названия месяцев, дней недели
  • цвета и их оттенки
  • иметь представление о некоторых растениях, домашних и диких животных, явлениях  природы, людях, технике и т.д.)
  • знать правила поведения в общественных местах и на улице (Слайд 9)

У ребёнка присутствуют познавательные интересы, если он любит книги, любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания, любознателен, задает много вопросов. Всё это является частью мотивационной готовности (Слайды 10-11)

Мотивационная готовность

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:

  • к школе;
  • учителю;
  • к учебной деятельности;
  • к самому себе.

 Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет.

 Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая  не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.

 Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

У большинства 6-леток мотивационная готовность только формируется, и игра остается очень важным занятием для ребенка, для его развития. Поэтому в первом классе применяются игровые формы обучения. Не забывайте об этом и вы, когда помогаете ребенку.

Эмоционально – волевая готовность

Эмоционально-волевая готовность – это:    

  • Способность управлять своими эмоциями и поведением.
  • Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.
  • Стремление преодолевать трудности.
  • Стремление к достижению результата своей деятельности. ( Слайд 12)

«А не буду, потому что не интересно (слишком легко, или, наоборот, слишком трудно)!». Почему способный и развитый ребенок порой получает глубокое разочарование от школы?

Занятия для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные вещи. Если первые – прежде всего, игра , то вторые – именно система обучения. И далеко не всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

Как ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра особая – по правилам (от примитивных игр с кубиком до шахмат, домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.

Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми (особенно важно это для возбудимых, подвижных детей). Так им будет легче сдерживать свой порыв встать и пойти играть посреди занятия, ведь они будут знать, что для этого есть специальное время.

И, конечно же, не забываем о волевой зрелости. С дефицитом воли вы наверняка столкнетесь. Это может выглядеть так. Пора садиться за уроки, а он оттягивает часами, то попить, то поесть, то устал, выматывает вас и себя. Не хватает воли, и это часто встречается у первоклассников, да и у старших школьников тоже. Как тогда быть, ведь уроки сделать надо. Здесь как раз понадобиться ваша помощь.

Поделитесь с ребенком «кусочком своей воли», найдите подход к ребенку. Выберете время приготовления уроков, подходящее для вашего ребенка. Может ему после школы нужно отдохнуть, многие дети еще спят днем, а некоторые вновь хотят поспать, несмотря на то, что раньше уже отказались от дневного сна. Важно проявлять веру в ребенка, что у него все лучше и лучше получается с каждым днем, что после уроков вас ждут другие интересные дела, может помочь и поощрение, поддержка. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему.

Коммуникативная готовность

Важной частью психологической готовности ребёнка к школе является готовность коммуникативная. Она проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, а также предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить ( Слайд 13)

Коммуникативная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками. На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад – у этих ребятишек минимальный опыт по принятию совместных решений.

Легко ли ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми? Не слишком ли часто вы берете на себя его функции? Например, когда психолог спрашивает будущего первоклассника, как его зовут, мама с готовностью отвечает: «Нас зовут Саша!».

У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.«Домашние» дети нередко боятся большого скопления народа. По правде сказать, и не всем взрослым в толпе уютно. Но не забывайте, что малышу предстоит жить в коллективе, и поэтому постарайтесь иногда выбираться на какие-то массовые мероприятия, брать ребенка на вокзал или в аэропорт – это опыт «выживания в толпе».

Простое наблюдение за ребенком позволит определить, умеет ли ребенок общаться с детьми, проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения, готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свои. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. Этими навыками обычно успевают овладеть дети в детском саду. «Домашние» дети имеют более ограниченный круг общения, у них нет опыта общения в коллективе сверстников, но не всегда это означает, что у них социальные навыки развиты хуже. Есть и «садиковские» дети со своими проблемами в общении.

Коммуникативная готовность включает следующие пункты:

  • социальная приспособленность;
  • умение делиться вещами;
  •  умение дать и принять, получить удовольствие от совместной игры, понимать другого и считаться с ним;
  •  знать принятые в школе нормы и соответствовать им;
  •  понимать, что с учителем разговаривают иначе, чем с товарищем;
  •  способность контролировать желания, эмоции;
  •  умение работать в коллективе (взаимодействие и соревнование)

Необходимые предметные знания и умения

Чтобы успешно овладевать программным материалом, ребёнок 6-7 лет должен обладать необходимым уровнем предметных знаний и умений:

Подготовка к чтению ( Слайд 15)

  • 6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита
  •  Хорошо, если ребёнок может легко выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.)
  • Отлично, если в тексте он так же может назвать количество предложений,если  умеет отвечать на вопросы “кто”, “что” и сам их задавать. То есть 6-7 летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы.
  • Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!

Основы математики ( Слайд 16)

Перед поступлением в 1 класс необходимо:

  • уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
  •  хорошо, если ребёнок умеет  выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
  • знать понятия «больше – меньше -поровну»;
  • простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур; уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
  • уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

Навыки письма (Слайд 17)

Для успешного начала учебы в школе требуется:

  • правильно держать ручку и карандаш в руке;
  • проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
  • обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
  • уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
  • копировать с образца геометрические фигуры;
  •  уметь продолжить штриховку рисунка;
  •  уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

А самое главное, запомните:

  • При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.
  • Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).
  • Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.

Спасибо за внимание! (Слайды 18 – 19)

Презентация к родительскому собранию для родителей будущих первоклассников: