В курсе русского языка начальной школы значительное место занимает изучение частей речи. Младшие школьники знакомятся с их морфологическими признаками, изучают основные правила правописания имён существительных, имён прилагательных, глаголов; учатся правильно строить свою речь.
Значительное время отводится на изучение имени прилагательного. По своим выразительным качествам имена прилагательные не могут сравниться ни с одной частью речи. На значимость работы по обогащению словаря ребенка
именами прилагательными указывал профессор , методист в области русского языка Н.С. Рождественский:
«Обогащение словаря ребенка прилагательными имеет важное
значение потому, что с их помощью ребенок выделяет в
предметах, лицах и явлениях те качества, которые
осмысливаются им как наиболее важные для него по своей
жизненной значимости в связи с его интересами и
потребностями»
Изучение имён прилагательных способствует развитию речи ребёнка, расширению его словарного запаса. Имена прилагательные представляют собой обширный материал для наблюдения за антонимами и синонимами, для изучения слов, употреблённых в переносном значении.
Сначала у младших школьников формируется общее понятие об имени прилагательном как о части речи. Дети учатся правильно задавать вопрос к слову и находить его в тексте. Затем знакомятся с такими морфологическими признаками прилагательных, как род и число.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?
В предложении имена прилагательные всегда связаны с именами существительными: рыхлый снег, тёплая весна, яркое солнце, перелётные птицы.
Изменение имён прилагательных по родам
Имя прилагательное изменяется по родам в зависимости от имени существительного. Какого рода имя существительное, с которым оно связано, такого же рода и мя прилагательное (молодой лес – мужской род, молодая роща – женский род, молодое дерево – средний род)
Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? Они имеют окончания -ой (под ударением), -ый, -ий (без ударения). Какой? молодой, тёплый, летний.
Имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? Они имеют окончания -ая, -яя. Какая? : горячая, летняя, добрая, чистая.
Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? Они имеют окончание -ое или -ее. Какое? большое, глубокое, синее.
![Род и число имён прилагательных (3 класс)](https://prostochkola1-4.ru/wp-content/uploads/2024/01/rod-prilagatelnyh-1024x725.png)
Изменение имён прилагательных по числам
Имя прилагательное всегда стоит в том же числе, что и имя существительное. Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие? и имеют окончания -ые, -ие. Какие? новые дома, яркие краски, голубые озёра.
![Род и число имён прилагательных (3 класс)](https://prostochkola1-4.ru/wp-content/uploads/2024/01/chislo-prilag-1024x727.png)
Приведенную выше информацию можно кратко изложить в виде следующей памятки:
![Род и число имён прилагательных (3 класс)](https://prostochkola1-4.ru/wp-content/uploads/2024/01/okonchanija-prilagatelnyh-1024x706.png)
Приведенная здесь информация и памятки помогут младшим школьникам освоить тему “Род и число имён прилагательных”(3 класс)
Другие полезные материалы по теме “Имя прилагательное”, содержащие правила и таблицы-памятки:
Падежные окончания имён прилагательных
Также может быть полезным следующий материал: