Спряжение глаголов (4 класс, таблица-памятка)

Изучение глагола в начальной школе

На протяжении всего времени обучения в начальной школе изучается глагол. К окончанию 4 класса должно быть сформировано первоначальное понятие о глаголе как о части речи, развито умение осознанно употреблять глаголы в устных и письменных высказываниях. Также должен быть сформирован навык правописания личных окончаний наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения. На выходе из начальной школы четвероклассники должны уметь распознавать время, лицо и число глагола, уметь перейти от временной формы к начальной (неопределённой) и правильно назвать её, уметь определить спряжение глаголов по неопределённой форме, знать окончания глаголов 1 и 2 спряжения. В данной статье вы найдёте правила правописания безударных личных окончаний глаголов и таблицы-памятки к ним. 

При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определённым образом взаимодействуют между собой. Обучающиеся получают определённый алгоритм действий:

  • Нужно поставить глагол в начальную (неопределённую) форму и по ней определить спряжение
  • Узнай время, лицо и число глагола.
  • Вспомни окончание глагола этого спряжения и лица, напиши его.

Неопределённая форма глагола (правило, таблица)

Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма не указывает на время , лицо и число глагола. Неопределённая форма – это начальная форма для глагола.

Спряжение глаголов (4 класс, таблица-памятка)
Таблица “Неопределённая форма глагола”

Изменение глаголов по лицам и числам. Правило: лицо и число глагола (таблица)

Глагол изменяется по лицам и числам. Чтобы научиться правильно писать безударные окончания глаголов, необходимо уметь определять лицо глаголов. Это легко сделать, подставив к глаголу личное местоимение. Также лицо можно определить по окончанию глагола.

Спряжение глаголов (4 класс, таблица-памятка)
“Изменение глаголов по лицам и числам” (таблица)

Окончания глаголов I и II спряжения (таблица)

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые.

Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию. Безударные личные окончания глаголов приведены в данной таблице (4 класс, правило)

Спряжение глаголов (4 класс, таблица-памятка)
“Окончания глаголов 1 и 2 спряжения” (таблица)

Спряжение глаголов (таблица)

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно определить его спряжение. Спряжение глаголов – это изменение их по лицам и числам.

Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяют по неопределённой форме.

Глаголы, которые оканчиваются в неопределённой форме на -ить , относятся ко II спряжению (кроме глаголов брить, стелить). Ко II спряжению также относятся 11 глаголов-исключений: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, держать, слышать, дышать, гнать.

Большинство глаголов на -ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть – I спряжения.

Гласные в личных окончаниях глаголов (правило):

Спряжение глаголов (4 класс, таблица-памятка)
“Спряжение глаголов” (4 класс, таблица-памятка)

Правило: как определить окончание глаголов.

Другие полезные материалы по теме “Глагол”, содержащие правила и таблицы-памятки:

Время глаголов

Правописание глаголов (НЕ с глаголами, -тся и -ться, правописание окончаний 2 лица единственного числа)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *