Изучение глагола в начальной школе
На протяжении всего времени обучения в начальной школе изучается глагол. К окончанию 4 класса должно быть сформировано первоначальное понятие о глаголе как о части речи, развито умение осознанно употреблять глаголы в устных и письменных высказываниях. Также должен быть сформирован навык правописания личных окончаний наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения. На выходе из начальной школы четвероклассники должны уметь распознавать время, лицо и число глагола, уметь перейти от временной формы к начальной (неопределённой) и правильно назвать её, уметь определить спряжение глаголов по неопределённой форме, знать окончания глаголов 1 и 2 спряжения. В данной статье вы найдёте правила правописания безударных личных окончаний глаголов и таблицы-памятки к ним.
При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определённым образом взаимодействуют между собой. Обучающиеся получают определённый алгоритм действий:
- Нужно поставить глагол в начальную (неопределённую) форму и по ней определить спряжение
- Узнай время, лицо и число глагола.
- Вспомни окончание глагола этого спряжения и лица, напиши его.
Неопределённая форма глагола (правило, таблица)
Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма не указывает на время , лицо и число глагола. Неопределённая форма – это начальная форма для глагола.
![Спряжение глаголов (4 класс, таблица-памятка)](https://prostochkola1-4.ru/wp-content/uploads/2023/12/neopr.f.-glagola-1024x714.png)
Изменение глаголов по лицам и числам. Правило: лицо и число глагола (таблица)
Глагол изменяется по лицам и числам. Чтобы научиться правильно писать безударные окончания глаголов, необходимо уметь определять лицо глаголов. Это легко сделать, подставив к глаголу личное местоимение. Также лицо можно определить по окончанию глагола.
![Спряжение глаголов (4 класс, таблица-памятка)](https://prostochkola1-4.ru/wp-content/uploads/2023/12/lico-i-chislo-glagolov-1024x716.png)
Окончания глаголов I и II спряжения (таблица)
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые.
Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию. Безударные личные окончания глаголов приведены в данной таблице (4 класс, правило)
![Спряжение глаголов (4 класс, таблица-памятка)](https://prostochkola1-4.ru/wp-content/uploads/2023/12/okonchanija-glag-1-i-2-spr-1024x726.png)
Спряжение глаголов (таблица)
Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно определить его спряжение. Спряжение глаголов – это изменение их по лицам и числам.
Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяют по неопределённой форме.
Глаголы, которые оканчиваются в неопределённой форме на -ить , относятся ко II спряжению (кроме глаголов брить, стелить). Ко II спряжению также относятся 11 глаголов-исключений: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, держать, слышать, дышать, гнать.
Большинство глаголов на -ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть – I спряжения.
Гласные в личных окончаниях глаголов (правило):
![Спряжение глаголов (4 класс, таблица-памятка)](https://prostochkola1-4.ru/wp-content/uploads/2023/12/sprjazhenie-glagolov-1024x737.png)
Правило: как определить окончание глаголов.
Другие полезные материалы по теме “Глагол”, содержащие правила и таблицы-памятки: