Таблицы правил правописания по русскому языку для начальной школы

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе является формирование грамотного письма. Решению этой задачи способствует применение на уроках принципа наглядности. Таблицы – традиционный вид пособий, реализующих зрительную наглядность. Они помогают структурировать и упорядочить правила правописания. Их можно демонстрировать неограниченное время в классе (выводить на экран, развешивать в классе). При необходимости можно распечатать индивидуальные таблички небольшого размера.

Далее вы найдёте таблицы по темам правописания в начальной школе, которые иллюстрируют основные орфографические правила. Также здесь приведены формулировки правил ( простые, лаконичные, доступные для запоминания).

Правописание буквенных сочетаний

Таблицы правил правописания по русскому языку для начальной школы
Таблица-памятка “Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн”
Таблицы правил правописания по русскому языку для начальной школы

Правила переноса слов

  • Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: пар-та, пе-нал.
  • Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую. Переносить надо только так: эта-жи, ра-дио.
  • Букву й при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы: зай-ка, май-ка.
  • Букву ь и ъ нельзя отделять от стоящей перед ней буквы: паль-чик, конь-ки, объ-езд
  • Слова с удвоенными согласными надо переносить так: кас-са, рус-ский.
Таблицы правил правописания по русскому языку для начальной школы
Памятка “Правила переноса слов”

Правило правописания безударных гласных в корне слова

Чтобы правильно написать безударные гласные о, а, е, и, я в корне  слова, нужно  изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово  так, чтобы на эту гласную падало ударение. Например: вода – воды, зима -зимний

Таблицы правил правописания по русскому языку для начальной школы
Таблица-памятка “Правописание безударных гласных в корне”

Грамматические признаки каждой из частей речи в таблицах вы найдёте здесь

Правописание парных согласных в корне слова (правило)

Парные согласные Б-П, В-Ф, Г- К, 3-С, Д-Т, Ж-Ш в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в конце слова или перед глухой согласной. В таком случае говорят, что согласная стоит в слабой позиции. ( Зуб, дубки).

Чтобы проверить согласную в слабой позиции, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная буква. ( Лес – лесд^ лесной)

Таблицы правил правописания по русскому языку для начальной школы
Таблица-памятка “Правописание парных согласных в корне”

Правило правописания непроизносимых согласных в корне слова 

В некоторых словах согласные  Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Согласные, которые не произносятся, называются непроизносимыми. Эти слова нужно проверять.

Для проверки непроизносимых согласных нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся отчётливо  (поздно – опоздать, праздник – празден, здравствуй – здравие).

Выучите слова: чувство, лестница.

Таблицы правил правописания по русскому языку для начальной школы
Таблица- памятка “Правописание непроизносимых согласных в корне”
Таблицы правил правописания по русскому языку для начальной школы

Правописание разделительных ъ и ь знаков правило 

Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную букву перед гласными Е, Ё, Ю, Я ( подъезд, подъём, въехал, объяснение

Разделительный Ь пишется после согласной буквы перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И (платье, воробьи, вьюга, семья

Таблицы правил правописания по русскому языку для начальной школы
Таблица-памятка “Разделительный Ъ и Ь”

Другие правила правописания с таблицами:

Падежные окончания имён существительных

Падежные окончания имён прилагательных

Правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения

Правописание глаголов (НЕ с глаголами, -тся и -ться, правописание окончаний 2 лица единственного числа)