В начальной школе уделяется большое количество времени изучению имени существительного. Младшие школьники знакомятся с этой частью речи, учатся выделять его среди других слов, понимать лексическое значение. В 1-4 классах подробно изучаются морфологические признаки имени существительного: род, число, падеж, склонение. Также формируется умение определять, каким членом предложения является существительное, изучаются правила правописания. Ученики начальных классов изучают особенности изменения имён существительных по падежам (склонение), получают общее представление, о том,что у имен существительных есть три типа склонения. Лучше понять эту тему поможет памятка “Три склонения имён существительных” (таблица).
Три склонения имён существительных (правило):
Имена существительные бывают трёх склонений. Выделяют существительные 1,2 и 3-го склонения.
Существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже относятся к первому склонению: девочка, семья, дедушка.
Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е относятся ко второму склонению: трамвай, урок, огонь, яблоко, поле
Существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием) относятся к третьему склонению: пристань, площадь, ночь
Изучение раздела “Состав слова” имеет большое значение для выработки орфографических навыков , а также для понимания материала о частях речи. Освоение этой темы также помогает детям лучше понимать лексическое значение слов и правильно строить свою речь. В этом разделе собраны таблицы, помогающие запомнить порядок разбора слова по составу и систематизирующие знания о частях слова.
Порядок разбора слова по составу (памятка)
Выдели окончание (чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова)
Выдели основу (всё слово, кроме окончания)
Выдели корень (подбери однокоренные слова и выдели в них общую часть)
Выдели приставку (если есть). Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренные слова без приставки или с другой приставкой.
Выдели суффикс (если есть). Чтобы найти суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами.
Памятка “Порядок разбора слова по составу” (1-4 класс)
Однокоренные слова и формы слова
Ученик начальной школы должен уметь различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Формы одного и того же слова – это то же самое слово, только с разными окончаниями (сад, в саду, из сада, сады)
Однокоренные слова образуются добавлением к корню приставок и/или суффиксов (садик, садовник, посадка)
Формы слова и однокоренные слова (3 класс)
Состав слова
Корень – это общая значимая часть родственных слов.
Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Окончание – изменяемая часть в конце слова, которая служит для связи слов в предложении.
Основа слова – всё слово, кроме окончания.
Приставки в руском языке
Таблица приставок (3 класс ,распечатать )
Правописание предлогов
Следующая таблица иллюстрирует правило правописания слов с предлогами (2 класс)
В начальной школе существует несколько направлений в изучении предложений. Идёт формирование грамматического понятия ” Предложение”. Дети учатся грамотно оформлять предложение в письменной речи. Изучается структура предложения :главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения. Также формируется умение использовать в речи разные по интонации и цели высказывания предложения. В этом разделе приведены правила и таблицы для начальной школы по русскому языку, позволяющие лучше усвоить и систематизировать материал по теме “Предложение”
Виды предложений по цели высказывания и по интонации
Виды предложений: по цели высказывания (для чего произносятся или пишутся):
повествовательное (сообщает, повествует, рассказывает о чём-то)
вопросительное (содержит вопрос)
побудительное (содержит приказ, просьбу, побуждает к действию).
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает, о чём или о ком говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? или что? Чаще всего подлежащее выражено именем существительным. Подчёркивай подлежащее одной чертой.
Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет действие, которое совершает предмет, его состояние, характеризует предмет. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что сделает? Подчеркивай сказуемое двумя чертами.
Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые поясняют, уточняют, дополняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член. Это все слова в предложении, кроме подлежащего и сказуемого.
Главные и второстепенные члены предложения (таблица)Разбор предложения по членам предложения ( таблица)
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое и другие второстепенные члены предложения.Обстоятельства бывают:
Обстоятельства образа действия (как? каким образом?)
Обстоятельства места (где? куда? откуда?)
Обстоятельства времени (когда? как долго? с каких пор?)
Обстоятельства подчёркиваем: точка – тире.
Обстоятельство ( таблица)
Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? и обозначает признак предмета. В предложениях чаще всего является именем прилагательным. Подчёркивается волнистой линией.
Определение ( таблица)
Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. Подчёркивается пунктирной линией.
Дополнение (таблица)Разбор предложения ( таблица)
Однородные члены предложения
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.
Однородные члены предложения связаны интонацией перечисления или союзами И, А, НО
Однородные члены предложения отделяются друг от друга запятыми. Запятая не ставится, если два однородных члена связаны союзом И. Перед союзами А, НО между однородными членами предложения ставится запятая.
Правописание однородных членов предложения (таблица)
Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос: «что делает?», «что сделать?», «что сделает?», «что делал?», «что сделал?», «что будет делать?» и другие.
Также вам могут быть полезны следующие публикации по теме “Глагол”, содержащие правила и таблицы-памятки:
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе является формирование грамотного письма. Решению этой задачи способствует применение на уроках принципа наглядности. Таблицы – традиционный вид пособий, реализующих зрительную наглядность. Они помогают структурировать и упорядочить правила правописания. Их можно демонстрировать неограниченное время в классе (выводить на экран, развешивать в классе). При необходимости можно распечатать индивидуальные таблички небольшого размера.
Далее вы найдёте таблицы по темам правописания в начальной школе, которые иллюстрируют основные орфографические правила. Также здесь приведены формулировки правил ( простые, лаконичные, доступные для запоминания).
Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: пар-та, пе-нал.
Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую. Переносить надо только так: эта-жи, ра-дио.
Букву й при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы: зай-ка, май-ка.
Букву ь и ъ нельзя отделять от стоящей перед ней буквы: паль-чик, конь-ки, объ-езд
Слова с удвоенными согласными надо переносить так: кас-са, рус-ский.
Памятка “Правила переноса слов”
Правило правописания безударных гласных в корне слова
Чтобы правильно написать безударные гласные о, а, е, и, я в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. Например: вода – воды, зима -зимний
Таблица-памятка “Правописание безударных гласных в корне”
Грамматические признаки каждой из частей речи в таблицах вы найдёте здесь
Правописание парных согласных в корне слова (правило)
Парные согласные Б-П, В-Ф, Г- К, 3-С, Д-Т, Ж-Ш в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в конце слова или перед глухой согласной. В таком случае говорят, что согласная стоит в слабой позиции. ( Зуб, дубки).
Чтобы проверить согласную в слабой позиции, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная буква. ( Лес – лесд^ лесной)
Таблица-памятка “Правописание парных согласных в корне”
Правило правописания непроизносимых согласных в корне слова
В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Согласные, которые не произносятся, называются непроизносимыми. Эти слова нужно проверять.
Для проверки непроизносимых согласных нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся отчётливо (поздно – опоздать, праздник – празден, здравствуй – здравие).
Выучите слова: чувство, лестница.
Таблица- памятка “Правописание непроизносимых согласных в корне”
Правописание разделительных ъ и ь знаков правило
Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную букву перед гласными Е, Ё, Ю, Я ( подъезд, подъём, въехал, объяснение
Разделительный Ь пишется после согласной буквы перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И (платье, воробьи, вьюга, семья