Цель родительского собрания:
Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи
- Познакомить родителей друг с другом.
- Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации данной теме.
- Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Ход собрания
Вступление
Слайд 1-2
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать,
писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.
Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической подготовки.Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком. В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. (слайд-3)
Различают следующие виды готовности ребёнка к школе:
- Физическая (здоровье,моторика рук, движения, возраст)
- Психологическая готовность (интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная)
- Речевая
- Специальная (чтение, счёт, учебные умения) (слайд 4)
Физическая готовность
Физическая готовность включает такие параметры:
- Состояние здоровья
- Физическое развитие
- Развитие мелких групп мышц
- Координация движений в соответствии с возрастной нормой
- Готовность организма ребёнка к учебным нагрузкам (Слайд 5)
Всё это влияет на формирование волевых качеств, необходимых будущему школьнику (способность управлять своим поведением)
Очень важным параметром готовности к школе является развитие мелкой моторики.Ребёнку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь теперь он будет учиться писать. Для успешного формирования навыка письма требуется:
- правильно держать ручку и карандаш в руке;
- проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
- обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
- уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
- копировать с образца геометрические фигуры;
- уметь продолжить штриховку рисунка;
- уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры. (Слайд 6)
Способы развития (тренировки) мелкой моторики руки:
- Лепка из глины и пластилина
- Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников
- Изготовление поделок из бумаги
- Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов
- Конструирование
- Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке
- Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
- Нанизывание бус и пуговиц
- Плетение косичек из ниток, венков из цветов
- Все виды ручного творчества: вязание, вышивание, художественное выпиливание и т. д.
- Переборка круп
- Игры в мяч, с кубиками, мозаикой (Слайд 7)
Психологическая готовность
Психологическая готовность призвана выработать у ребенка желание играть новую роль – роль ученика. Здесь важно создать мотивацию к обучению, развить умение концентрировать внимание и управлять эмоциями. Школьник – более высокая социальная ступень по сравнению с детсадовцем. Если ребенок осознанно подходит к поступлению в школу и готов принять все правила, которые диктует ему новое положение в обществе, то можно говорить о высоком уровне психологической подготовки. Психологическая готовность включает готовность:
- интеллектуальную
- мотивационную
- волевую
- коммуникативную
Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка – это залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года и успешного усвоения учебного материала в дальнейшем. Психологическая готовность к школе предполагает:
- твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
- умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
- умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых)
Интеллектуальная готовность
Частью психологической готовности является интеллектуальная готовность. Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы. Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста – еще с того счастливого времени, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик почему-то отказывается это делать. Если вы не подавляли исследовательский интерес юного естествоиспытателя, то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на собственном опыте. Учите сына или дочку самому искать ответы на свои бесконечные «почему» и ««а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Многие ошибочно считают, если ребенок умеет писать, читать, считать, решать элементарные задачки, он готов к школе. Это лишь навыки, которым можно научить. Важно определить уровень развития мышления
Интеллектуальная готовность включает в себя следующие пункты:
- общая осведомленность и ориентация в социально-бытовых вопросах;
- знания и представления об окружающем мире;
- развитие на уровне возраста основных познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, восприятия;
- развитие на уровне возраста временных представлений и взаиморасположении предметов в пространстве
- познавательная активность;
- оптимальный темп деятельности, работоспособность, умение доводить начатое дело до конца;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов ( Слайд 8)
К первому классу ребёнок должен обладать следующими представлениями об окружающем мире:
- знать свою фамилию, имя, отчество
- домашний адрес
- фамилию, имя, отчество своих родителей, их место работы и профессии
- знать времена года, их последовательность и основные признаки
- названия месяцев, дней недели
- цвета и их оттенки
- иметь представление о некоторых растениях, домашних и диких животных, явлениях природы, людях, технике и т.д.)
- знать правила поведения в общественных местах и на улице (Слайд 9)
У ребёнка присутствуют познавательные интересы, если он любит книги, любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания, любознателен, задает много вопросов. Всё это является частью мотивационной готовности (Слайды 10-11)
Мотивационная готовность
К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:
- к школе;
- учителю;
- к учебной деятельности;
- к самому себе.
Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет.
Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.
Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.
У большинства 6-леток мотивационная готовность только формируется, и игра остается очень важным занятием для ребенка, для его развития. Поэтому в первом классе применяются игровые формы обучения. Не забывайте об этом и вы, когда помогаете ребенку.
Эмоционально – волевая готовность
Эмоционально-волевая готовность – это:
- Способность управлять своими эмоциями и поведением.
- Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.
- Стремление преодолевать трудности.
- Стремление к достижению результата своей деятельности. ( Слайд 12)
«А не буду, потому что не интересно (слишком легко, или, наоборот, слишком трудно)!». Почему способный и развитый ребенок порой получает глубокое разочарование от школы?
Занятия для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные вещи. Если первые – прежде всего, игра , то вторые – именно система обучения. И далеко не всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.
Как ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра особая – по правилам (от примитивных игр с кубиком до шахмат, домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.
Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми (особенно важно это для возбудимых, подвижных детей). Так им будет легче сдерживать свой порыв встать и пойти играть посреди занятия, ведь они будут знать, что для этого есть специальное время.
И, конечно же, не забываем о волевой зрелости. С дефицитом воли вы наверняка столкнетесь. Это может выглядеть так. Пора садиться за уроки, а он оттягивает часами, то попить, то поесть, то устал, выматывает вас и себя. Не хватает воли, и это часто встречается у первоклассников, да и у старших школьников тоже. Как тогда быть, ведь уроки сделать надо. Здесь как раз понадобиться ваша помощь.
Поделитесь с ребенком «кусочком своей воли», найдите подход к ребенку. Выберете время приготовления уроков, подходящее для вашего ребенка. Может ему после школы нужно отдохнуть, многие дети еще спят днем, а некоторые вновь хотят поспать, несмотря на то, что раньше уже отказались от дневного сна. Важно проявлять веру в ребенка, что у него все лучше и лучше получается с каждым днем, что после уроков вас ждут другие интересные дела, может помочь и поощрение, поддержка. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему.
Коммуникативная готовность
Важной частью психологической готовности ребёнка к школе является готовность коммуникативная. Она проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, а также предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить ( Слайд 13)
Коммуникативная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками. На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад – у этих ребятишек минимальный опыт по принятию совместных решений.
Легко ли ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми? Не слишком ли часто вы берете на себя его функции? Например, когда психолог спрашивает будущего первоклассника, как его зовут, мама с готовностью отвечает: «Нас зовут Саша!».
У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.«Домашние» дети нередко боятся большого скопления народа. По правде сказать, и не всем взрослым в толпе уютно. Но не забывайте, что малышу предстоит жить в коллективе, и поэтому постарайтесь иногда выбираться на какие-то массовые мероприятия, брать ребенка на вокзал или в аэропорт – это опыт «выживания в толпе».
Простое наблюдение за ребенком позволит определить, умеет ли ребенок общаться с детьми, проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения, готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свои. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. Этими навыками обычно успевают овладеть дети в детском саду. «Домашние» дети имеют более ограниченный круг общения, у них нет опыта общения в коллективе сверстников, но не всегда это означает, что у них социальные навыки развиты хуже. Есть и «садиковские» дети со своими проблемами в общении.
Коммуникативная готовность включает следующие пункты:
- социальная приспособленность;
- умение делиться вещами;
- умение дать и принять, получить удовольствие от совместной игры, понимать другого и считаться с ним;
- знать принятые в школе нормы и соответствовать им;
- понимать, что с учителем разговаривают иначе, чем с товарищем;
- способность контролировать желания, эмоции;
- умение работать в коллективе (взаимодействие и соревнование)
Необходимые предметные знания и умения
Чтобы успешно овладевать программным материалом, ребёнок 6-7 лет должен обладать необходимым уровнем предметных знаний и умений:
Подготовка к чтению ( Слайд 15)
- 6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита
- Хорошо, если ребёнок может легко выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.)
- Отлично, если в тексте он так же может назвать количество предложений,если умеет отвечать на вопросы “кто”, “что” и сам их задавать. То есть 6-7 летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы.
- Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!
Основы математики ( Слайд 16)
Перед поступлением в 1 класс необходимо:
- уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
- хорошо, если ребёнок умеет выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
- знать понятия «больше – меньше -поровну»;
- простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур; уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
- уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.
Навыки письма (Слайд 17)
Для успешного начала учебы в школе требуется:
- правильно держать ручку и карандаш в руке;
- проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
- обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
- уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
- копировать с образца геометрические фигуры;
- уметь продолжить штриховку рисунка;
- уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
А самое главное, запомните:
- При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.
- Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).
- Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.
Спасибо за внимание! (Слайды 18 – 19)
Презентация к родительскому собранию для родителей будущих первоклассников: